24.00.01 Теория и история культуры

Формула специальности:

Содержанием специальности 24.00.01 – «Теория и история культуры» является исследование проблем современного состояния теории и истории культуры на ее различных исторических этапах. Основными объектами научных исследований в области указанной специальности являются результаты культурной деятельности народов, стран и континентов с момента возникновения различных культур в Эпоху Возрождения и до наших дней, процесс вовлечения человека в мир культуры и социально-культурное творчество как область науки и социальной практики. Исследуются процессы функционирования духовной культуры в обществе, тенденции социокультурного развития различных социальных групп общества и институтов культуры.

Области исследований:

1. Исторические науки, искусствоведение, культурология:
1.1. Понятие культуры.
1.2. Теоретические концепции культуры.
1.3. Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры.
1.4. История культурологических воззрений и понятий, представлений о сущности культуры.
1.5. Морфология и типология культуры, ее функции.
1.6. Культура и цивилизация в их историческом развитии.
1.7. Культура и религия.
1.8. Генезис культуры и эволюция культурных форм.
1.9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов.
1.10. Принципы периодизации и основные периоды в историческом развитии культуры.
1.11. Взаимоотношение универсального и локального в культурном развитии.
1.12. Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре.
1.13. Факторы развития культуры.
1.14. Возникновение и развитие современных феноменов культуры.
1.15. Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества.
1.16. Традиции и механизмы культурного наследования.
1.17. Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство).
1.18. Культура и общество.
1.19. Культура и этнос.
1.20. Культура и субкультуры. Региональные, возрастные и социальные ориентации различных групп населения в сфере культуры.
1.21. Традиционная, массовая и элитарная культура.
1.22. Культура и национальный характер.
1.23. Личность и культура.
1.24. Культура и коммуникация.
1.25. Язык как феномен культуры, как проявление национального своеобразия и фактор межкультурного общения.
1.26. Экология культуры.
1.27. Прогностические функции культуры.
1.28. Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира.
1.29. Культурная политика общества, национальные и региональные аспекты культурной политики.
1.30. Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции.
1.31. Организация культурной жизни.
1.32. Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре.
1.33. Институты культуры и их функции в обществе.
1.34. Культура профессиональных сфер деятельности (правовая, политическая, экономическая, административная и др.).
1.35. Культура и хозяйственно-экономическая жизнь общества.
2. Философские науки:
2.1. Философия или теория культуры как специфический вид знания о культуре.
2.2. Культура как ценность и как понятие. Причины бесконечного многообразия определений культуры.
2.3. Культурология (научное знание о культуре) и культурфилософия (философское знание о культуре).
2.4. Предыстория философии культуры.
2.5. История культуры и история культурологии.
2.6. Культура и цивилизация: общее, особенное и единоличное.
2.7. Представления о культуре в Древности, Античности и Средневековье.
2.8. «Открытие культуры». Эпоха Возрождения. Классическая концепция культуры. Гармония культуры и природы. Методология культурологических исследований. Роль исторических методов в исследовании культуры.
2.9. Становление теории культуры.
2.10. Естественное и искусственное в обществе.
2.11. Культурно-исторический процесс.
2.12. Просветительская концепция культуры. Культ разума в культуре (культура как разумность человека). Культура как «разумная природа» Ж.Ж. Руссо и натурализм в культуре. Критика цивилизации.
2.13. Кантовская философия как «критика разума». Моральная ценность культуры. Культура как развитие природных человеческих задатков в способности. От обучения и воспитания к образованию (к творческим способностям и моральному совершенствованию человека). Полемика с Руссо – антинатурализм и утопизм кантовской трактовки культуры.
2.14. Романтическая философия культуры. Культура как «естественное» и «искусственное образование», приоритет свободы над необходимостью (Ф. Шлегель и Ф. Шлейермахер).
2.15. Гегелевская философия «абсолютного духа» и культура.
2.16. Историко-материалистическая философия культуры (К. Маркс).
2.17. Позитивистская философия культуры (О. Конт, И. Бентам, Д.С. Милль).
2.18. Аксиологическая философия культуры (В. Виндельбанд и Г. Риккерт).
2.19. Символическая философия культуры Э.Кассирера.
2.20. Неоромантическая философия культуры "Философии жизни".
2.21. Экзистенциалистская философия культуры.
2.22. Философская герменевтика как философия культуры.
2.23. Психоаналитическая и неофрейдистская философия культуры (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм).
2.24. Социально-критическая философия культуры франкфуртской школы.
2.25. Структуралистская и постструктуралистская философия культуры.
2.26. Постмодернистская философия культуры.
2.27. Представление о культуре в Древней (киевской) Руси.
2.28. Крещение Руси и реформация культуры: претензии православия быть культурой и возникновение ересей (сектантства). Духовная конфронтация России и Запада.
2.29. Идея единения Руси как культурная парадигма – («Слово о полку Игореве»). Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий с сыновьями, зодчие Великого Новгорода, Киева, Владимира, Пскова, Изборска, Ростова Великого и Суздаля как Российское Возрождение.
2.30. Петр Великий – начало европеизации России и идея западничества в культуре, а затем и в философии культуры (В. Н. Татищев, М.В. Ломоносов).
2.31. Российское просвещение и начало процесса формирования славянофильства (С.Е. Десницкий, М.М. Щербатов).
2.32. Тема противостояния России и Запада – столкновения славянофильского и западнического путей развития российской культуры.
2.33. Теория культурно исторических типов Н.Я. Данилевского как завершение процесса формирования русской философии культуры.
2.34. Неокантианская и религиозно-метафизические концепции в российской философии культуры первой половины XX века (А.И.
Введенский, Б.П. Вышеславцев, Г.И. Челпанов, И.И. Лапшин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, Д.С. Мережковский, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, В.Ф. Эрн)
2.35. Марксистская философия культуры в России XX века (А.А. Богданов, И.И. Иоффе, А.В. Луначарский, Г.В. Плеханов, М.Н. Покровский, Н.Н. Пунин, Ф.И. Шмит, Г.Г. Шпет).
2.36. Культурологическая философия культуры (М.М. Бахтин и др.).
3. Социологические науки:
3.1. Предмет и основные направления социологии культуры.
3.2. Взаимосвязь социологии культуры со смежными социологическими, антропологическими и философскими дисциплинами.
3.3. Западная социология культуры как течение «понимающей» социологии.
3.4. Культура как совокупность способов и приемов человеческой деятельности, многообразие подходов и изучение культуры в социологии.
3.5. Понятие и виды субкультур.
3.6. «Массовая культура» как социальный феномен.
3.7. Социальные факторы развития культуры.
3.8. Проблемы носителей культуры и их трансляция через поколения.
3.9. Социальные условия развития массовой и народной культуры в современных условиях.
3.10. Предмет социологии искусства.
3.11. Социология литературы.
3.12. Социология музыки.
3.13. Социология театра.
3.14. Социология кино.
3.15. Социология телевидения.
3.16. Социология печати и чтения.
3.17. Сущность социологического анализа процессов художественного творчества.
3.18. Теоретические исследования средств массовой коммуникации в социологии.
3.19. Социокультурные концепции классической социологии.
3.20. Социальные аспекты взаимодействия культуры и общественных реформ.
3.21. Социокультурные последствия коммерциализации культуры.
3.22. Соотношение управления, регулирования и саморегулирования культурных процессов как условия культурной политики.
3.23. Влияние социальной среды на современную духовную культуру (культура города, села, молодежная культура и др.).
3.24. Воздействие новых социальных ценностей на феномен духовной культуры общества (предпринимательство, неформальные движения, инновационные технологии и т.п.).
3.25. Социология художественной культуры.
3.26. Понятие культуры свободного времени.
3.27. Социология формирования духовной культуры личности.
3.28. Социальная экология личности и культуры, влияние природы на личность и общество.
3.29. Проблемы прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов на прикладном уровне.
3.30. Методология и методика исследования духовных интересов и потребностей людей.
3.31. Исследование процессов оптимизации социокультурного воздействия на личность и превращение ее в субъект социально-культурного творчества.
3.32. Ценности культуры как объект прикладной культурологии.
3.33. Культурологическое образование как система гармонизации отношений человека и природы и усвоения экологической культуры.
3.34. Механизм постижения ценностей культуры с учетом специфики общечеловеческих, национальных, региональных особенностей жизненной среды.
3.35. Социологические проблемы реализации созидательного потенциала духовной культуры.
3.36. Формирование интеллектуальных и практических навыков и умений художественного творчества и культурной деятельности.
3.37. Механизмы создания, освоения, сохранения, распространения и воспроизведения ценностей культуры как виды социальной деятельности.
3.38. Усвоение способов культурно-досугового творчества и общения.
3.39. Социологический анализ удовлетворения и обогащения духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения.
3.40. Анализ путей оптимизации деятельности социокультурных институтов и учреждений культуры.
3.41. Изучение проблем подготовки и повышения профессиональной квалификации кадров социокультурной сферы.

Отрасль наук:

философские науки
исторические науки
социологические науки
искусствоведение
культурология